Подшипник 6201Z и 6201 ZZ (2Z)

Шариковые подшипники

Основная задача подшипников качения заключается в том, чтобы обеспечить дополнительную опору вращающемуся валу. Часто опорные узлы располагаются вне корпусов или на выходе из них, что затрудняет подачу смазки к подвижным элементам.

Именно для таких условий эксплуатации разработаны полностью и частично закрытые шарикоподшипники. В числе самых востребованных деталей данного типа однорядные радиальные подшипники ISO 6201 ZZ и 6201 Z.

Они имеют идентичные размерные параметры и вес, но узел тел качения первого из них защищен с обеих сторон стальными шайбами, а второй закрыт, с одной стороны.

Размеры и характеристики подшипника

Заводская маркировка 6201 ZZ (2Z) и 6201 Z указывает на одну из модификаций подшипника артикул 6201, следовательно, большинство их характеристик совпадает. Размеры каждого составляют 12х32х10 мм. Масса не превышает 0,036 кг.

схема
Чертеж шарикового радиального однорядного подшипника
ХарактеристикаЗначение
Шариковый радиальный однорядный
Закрытый с одной стороны по ISO / ГОСТ6201Z / 60201
Закрытый с двух сторон по ISO / ГОСТ6201ZZ / 80201
Выдерживает нагрузкуРадиальную
Наружный диаметр (D), мм32
Внутренний диаметр (d), мм12
Общая ширина (B), мм10
Наружный диаметр внутреннего кольца, мм18.4
Внутренний диаметр наружного кольца, мм26.3
Вес, гр38
Грузоподъемность статическая, H3100
Грузоподъемность динамическая, H6890
Частота вращения в смазке, об/мин22000
Частота вращения в масле, об/мин26000
Диаметр шарика, мм5.556
Количество шариков, шт7
Марка сталиШХ-15

Внутреннее устройство данных модификаций также не отличается от строения изделий семейства 6201. Подшипники являются неразборными. Ремонт с заменых отдельных элементов их конструкции не предусмотрен. Они собираются на заводе из типового набора комплектующих.

Основными составляющими шарикоподшипников 6201 ZZ (2Z) и 6201 Z являются:

  • обоймы;
  • шарики, объединенные в единый узел сепаратором;
  • шайбы, защищающие подвижные элементы.

Разные производители используют разную методику нанесения маркировки своих изделий. Более всего распространены способы клеймения и травления. Информацию наносят на защитные шайбы и боковые грани обойм. Пример обозначения:

  • 62 — шариковый радиальный однорядный подшипник средней серии;
  • 01 – шифр внутреннего диаметра;
  • ZZ – две защитные шайбы (у некоторых производителей 2Z).

Показатели грузоподъемности обоих шарикоподшипников идентичны. Воспринимаемая ними нагрузка колеблется в диапазоне от 3,1 кН в статике до 6,9 кН в динамике.

6201 Z
6201Z

Скоростные их характеристики заметно разнятся. Полностью закрытый подшипник 6201 ZZ (2Z) при использовании заводской смазки может работать в агрегатах с частотой до 22 000 оборотов в минуту. Скорость вращения его аналога с одной защитной шайбой (6201 Z) установленного в масляную ванну существенно выше.

Вне зависимости от производителя оба подшипника поступают в продажу в индивидуальной упаковке, к ней прилагается упаковочный лист и краткая инструкция по установке и эксплуатации изделия.

Диаметр и количество шариков

Устройство узла тел качения подшипников 6201 ZZ (2Z) и 6201 Z типично для изделий данного класса. Это уложенные в проточенные по поверхности обойм канавки шарики, которые удерживает и центрует сепаратор. Количество тел качения – 7 шт. Форма каждого из них сферическая, диаметр 5,556 мм.

Сепаратор имеет обычную конструкцию. Это ленты из углеродистой стали, которым методом штамповки придана форма волн. Половинки огибают шарики, а в местах соприкосновения скреплены заклепками.

6201 ZZ
6201ZZ

Аналоги и модификации

Полными аналогами продукции зарубежных предприятий являются отечественные шарикоподшипники ГОСТ 80201 (60201). Это изделия тех же массогабаритных параметров, но технические их характеристики могут существенно отличаться.

ГОСТISOРасшифровка
2016201открытый подшипник
502016201 Nоткрытый подшипник с проточкой
602016201 Zс одной стороны закрыт шайбой из металла
802016201 ZZ (2Z)с двух сторон закрыт шайбами из металла
1602016201 RSс одной стороны закрыт каучуковой заглушкой
1802016201 2RSс двух сторон закрыт заглушками из каучука
76-2016201 C3открытый с тепловым зазором

Расшифровка отечественного обозначения (на примере полностью закрытой модификации):

  • 80 – две защитные шайбы;
  • 2 – средняя серия;
  • 01 – кодовое обозначение внутреннего диаметра.

Внимание! У подшипников, изготовленных по ГОСТу, класс точности указывается перед базовой маркировкой. К примеру, 6-80201. Это изделие с нормальными допусками, предназначенное для широкого применения.

Российские шарикоподшипники могут использоваться в тех же агрегатах, где установленные зарубежные их аналоги. Вносить изменения в конструкцию опорных узлов не нужно.

Аналоги закрытые металлом и открытый подшипник
6201Z и 6201 — аналог закрытый металлом и открытый подшипник

Поскольку 6201 ZZ (2Z) и 6201 Z это модификации импортного подшипника 6201, в ряде случаев допускается их взаимная замена. Практически без ограничений можно использовать разновидности, закрытые контактными уплотнениями. В зависимости от производителя, на данную особенность указывают индексы RS, 2RSH, RZ.

Для установки в агрегаты с высокой рабочей температурой нужно выбирать изделия, в доп. обозначении которых присутствует индекс C3. В герметичные корпуса можно устанавливать и модификации открытого типа.

Применяемость

Полностью закрытый стальными шайбами подшипник 6201 ZZ (2Z) применяется в электрооборудовании легковых авто. Он устанавливается на ось ротора генератора автомобилей ВАЗ-2101-2109. Работает в датчиках, используемых в большинстве моделей тяжелых грузовиков МАЗ и БелАЗ.

Эта же модификация с успехом эксплуатируется в перерабатывающем оборудовании М1-АРЖ, М1-ФУР, М2-ОР2-Д2. Устанавливается на вал привода насоса КПП трактора К-701.

Разновидность с одной защищенной стороной 6201 Z используется в редукторе пускового двигателя ПД-350 (Т-150). Встречается в агрегатах автомобильных и башенных кранов.

Помимо прочего данная модификация и российский аналог 60201 эксплуатируются в отечественной сельхозтехнике. Они используются в комбайнах КСК-100, КПКУ-75, КПК-3000. Встречаются в разных узлах и агрегатах тракторов Т-16, Т-40, ДТ-20.

Популярные производители

Данные подшипники являются крайне востребованными, потому их выпуск налажен на заводах большинства производителей мира. Лучшее качество, но и высокую цену имеют изделия с клеймом NSK, NTN, FAG, SKF.

Дешевые, но и менее долговечные: DPI, Craft, АПП. Российские шарикоподшипники хорошего качества предлагают ООО «СПЗ-4» и 23 ГПЗ (VBF).

Остались вопросы по подшипнику 6201Z и 6201 ZZ (2Z) или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

Оцените статью
Два Подшипника
Добавить комментарий

Adblock
detector