Самыми востребованными запасными частями в технике и в промышленности являются шарикоподшипники разных типоразмеров. Это обусловлено их унификацией. Одно и то же изделие может работать в узлах тяжелого карьерного самосвала и эксплуатироваться в прокатном стане.
Подшипники выпускаются в разных исполнениях, что позволяет подобрать решение для любого агрегата. Шариковый радиальный однорядный подшипник 106 это изделие узкой серии по ширине.
Является достаточно распространенным, работает в автотракторной технике, встречается на производстве. Его выпускают многие отечественные заводы, при необходимости можно купить импортный аналог. Международная его маркировка – ISO 6006.
Размеры и характеристики подшипника
Подобно всем изделиям своей серии, данный шарикоподшипник имеет небольшие габариты. Его размеры – 30х55х13 мм. Вес может колебаться в существенных пределах, он зависит от модификации, в среднем – 0,12 кг. Деталь имеет типовое внутреннее строение и состоит из следующих базовых элементов конструкции:
- внутренняя обойма;
- наружная обойма;
- тела качения (шарики);
- сепаратор.
Нередко подшипники артикул 106 поставляются в простой полиэтиленовой упаковке, но продукция именитых брендов поступает в продажу только в коробках. На ее поверхности или отдельно имеется краткая инструкция.

Характеристика | Значение |
---|---|
Шариковый радиальный однорядный | |
ГОСТ 520-2011 | 106 |
ISO | 6006 |
Выдерживает нагрузку | Радиальную |
Наружный диаметр (D), мм | 55 |
Внутренний диаметр (d), мм | 30 |
Общая ширина (B), мм | 13 |
Наружный диаметр внутреннего кольца, мм | 38.2 |
Внутренний диаметр наружного кольца, мм | 46.8 |
Вес, гр | 124 |
Грузоподъемность статическая, H | 8300 |
Грузоподъемность динамическая, H | 13300 |
Частота вращения в смазке, об/мин | 13000 |
Частота вращения в масле, об/мин | 15000 |
Диаметр шарика, мм | 7.14 |
Количество шариков, шт | 11 |
Марка стали | ШХ-15 |
Способ нанесения маркировки и ее расшифровка полностью соответствуют отечественной системе. На внутренней обойме присутствует клеймо завода и обозначение:
- 6 – класс точности;
- 1 – серия ширины;
- 06 – кодировка внутреннего диаметра.
Допустимая частота вращения в узле с установленным шарикоподшипником составляет 13 000 оборотов в минуту (при работе с пластичными смазочными материалами) и 15 000 (в масле). Нагрузка на неподвижную деталь – 8,3 кН, в движении – 13,3 кН.
Диаметр и количество шариков
Тела качения, которые обеспечивают плавное вращение подшипника и центровку его обойм – шарики. Материал их изготовления – сталь ШХ-15. Количество на единицу – 11 шт. Диаметр каждого – 7,144 мм.

В настоящее время шарикоподшипники ГОСТ 106 выпускаются только со стальным сепаратором. Раньше в продажу поступали изделия, в которых он бронзовый или латунный.
Обратите внимание! При необходимости можно подыскать аналог 6006 импортного производства с латунным сепаратором и увеличенным зазором. Это позволит существенно расширить интервал допустимых рабочих температур.
Аналоги и модификации
Российский подшипник 106 выпускается в нескольких исполнениях. Самыми востребованными являются закрытые изделия. 80106 или 180106 это «необслуживаемый» шарикоподшипник. В узел тел качения уже на заводе внесена смазка, что позволяет устанавливать его в агрегаты, в которых затруднена подача масла.
ГОСТ | ISO | Расшифровка |
---|---|---|
106 | 6006 | открытый подшипник |
50106 | 6006 N | открытый подшипник с проточкой |
60106 | 6006 Z | с одной стороны закрыт шайбой из металла |
80106 | 6006 ZZ (2Z) | с двух сторон закрыт шайбами из металла |
160106 | 6006 RS | с одной стороны закрыт каучуковой заглушкой |
180106 | 6006 2RS | с двух сторон закрыт заглушками из каучука |
76-106 | 6006 C3 | открытый с тепловым зазором |
60106 и 160106 имеют по одной закрытой стороне. В первом случае использована стальная шайба, во втором уплотнение на основе каучука. 50106 отличается проточкой под стопорное кольцо, с помощью которого его фиксируют в корпусе.
Импортный аналог 6006 является полностью идентичным изделием. Часто зарубежная продукция отличается лучшими потребительскими характеристиками, но и более высокой ценой.
Применяемость
Шарикоподшипник 106 применяется в целом ряде агрегатов и механизмов тяжелой техники. Он работает в двигателе большинства грузовиков КамАЗ, МАЗ и Урал. Его же можно встретить в некоторых узлах самосвалов БелАЗ и ЗИЛ-133 ГЯ.

Помимо этого он широко применяется в промышленности. Работает в перерабатывающем оборудовании: А1-АП2Н, АП2Н, АР1Н, Б2-ОРД/7, Б2-ОРУ (переработка сельхозпродукции). Встречается в различных экскаваторах, автоматах, используемых в станкостроении.
Популярные производители
Лидерами среди российских предприятий являются СПЗ-4 (Самара), ГПЗ-2 (Москва), 20 ГПЗ (Курск), 23 ГПЗ (Вологда). В большинстве случаев продукция любого из этих заводов станет лучшим решением.
Импортные аналоги предлагают многие именитые бренды. Среди прочих: NSK, FAG, SKF, Koyo, NTN, SNR, Nachi, Timken. Это дорого, но долговечно и надежно.
Остались вопросы по подшипнику 106 или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.