Для узлов и агрегатов, в которых ожидается средняя нагрузка, но необходимо обеспечить вращение валов и сопряженных с ними деталей на высокой скорости, целесообразно использовать шарикоподшипники.
Они не отличаются грузоподъемностью, но выпускаются в разных типоразмерах и сериях, что позволяет подобрать идеальное решение для любых условий эксплуатации. Шариковый радиальный однорядный подшипник 309 это деталь увеличенной серии.
Он работает в целом ряде механизмов транспортных средств, встречается в оборудовании промышленных предприятий. Выпуск данного изделия налажен на многих заводах расположенных на постсоветском пространстве, существует аналог зарубежного производства. Международная его маркировка – ISO 6309.
Размеры и характеристики подшипника
Шарикоподшипники широких серий имеют такой же внутренний диаметр, как и узкие их аналоги, но отличаются большим диаметром тел качения, как следствие большими габаритами. ГОСТ 309 это шариковый подшипник с размерами 45х100х25 мм. Масса изделия может варьироваться в зависимости от исполнения, в среднем она составляет 0,84 кг.
Конструктивно это деталь, не подлежащая ремонту и разборке, состоящая из стандартного для своего класса набора элементов:
- внутренняя обойма;
- наружная обойма;
- шарики;
- сепаратор.
Шарикоподшипники с закрытым узлом тел качения имеют две заглушки (шайбы или контактные уплотнения), в пространство между которыми внесена смазка. Узнать тип применяемых смазочных материалов можно из инструкции, которая находится непосредственно на упаковке или на отдельном листе.

Характеристика | Значение |
---|---|
Шариковый радиальный однорядный | |
ГОСТ 520-2011 | 309 |
ISO | 6309 |
Выдерживает нагрузку | Радиальную |
Наружный диаметр (D), мм | 100 |
Внутренний диаметр (d), мм | 45 |
Общая ширина (B), мм | 25 |
Вес, гр | 843 |
Грузоподъемность статическая, H | 31500 |
Грузоподъемность динамическая, H | 52700 |
Частота вращения в смазке, об/мин | 7000 |
Частота вращения в масле, об/мин | 8200 |
Диаметр шарика, мм | 16.46 |
Количество шариков, шт | 8 |
Марка стали | ШХ-15 |
Способ нанесения маркировки данного подшипника и ее расшифровка полностью соответствуют отечественной системе обозначений, принятых для подобных запасных частей. В случае изделия базового исполнения:
- 6 – точность изготовления;
- 3 – серия ширины;
- 09 – кодировка внутреннего диаметра.
Шарикоподшипники широких серий рассчитаны на эксплуатацию в условиях достаточно большой нагрузки, которая совмещается с высокой скоростью вращения. В случае подшипника артикул 309 допустимое воздействие на него может составлять 31,5 кН в статике и 52,7 кН в динамике.

Расчетное направление воздействия радиальное и в небольшой степени (до 70% от неиспользованной радиальной составляющей) осевое. Номинальная частота вращения – 8 200 оборотов в минуту при работе в маслонаполненном агрегате.
Диаметр и количество шариков
Технические характеристики подшипника напрямую зависят от параметров тел качения, которые в нем используются. Между обоймами шарикоподшипника 309 уложены шарики. Их количество на сборочную единицу – 8 шт. Диаметр каждого составляет 16,462 мм. Сферическая форма тел качения обеспечивает легкое вращение обойм и сопряженных с ними валов.
Не менее важной деталью является сепаратор. Его задача состоит в том, чтобы удерживать шарики на точно заданных позициях не препятствуя свободному их вращению. Как правило, этот элемент стальной, изготовленный методом штамповки.
Аналоги и модификации
Российский шариковый подшипник 309 без дополнительного обозначения это открытое с обеих сторон изделие. Сфера его применения – герметичные агрегаты заполненные маслом. Такие модификации выгодно отличаются максимальной допустимой частотой вращения.

Открытый подшипник, но с проточкой на поверхности наружной обоймы под стопорное кольцо имеет маркировку 50309. Данный шарикоподшипник фиксируется с помощью стопорного кольца, что нередко используется в разных агрегатах автотракторной техники.
Закрытые модификации выгодно отличаются тем, что не требуют обслуживания. 80309 и 180309 уже смазаны с завода, их можно устанавливать в механизмы, работающие в условиях запыленности и повышенной влажности.
ГОСТ | ISO | Расшифровка |
---|---|---|
309 | 6309 | открытый подшипник |
50309 | 6309 N | открытый подшипник с проточкой |
60309 | 6309 Z | с одной стороны закрыт шайбой из металла |
80309 | 6309 ZZ (2Z) | с двух сторон закрыт шайбами из металла |
160309 | 6309 RS | с одной стороны закрыт каучуковой заглушкой |
180309 | 6309 2RS | с двух сторон закрыт заглушками из каучука |
76-309 | 6309 C3 | открытый с тепловым зазором |
Импортный аналог 6309 является точно таким же изделием. Часто технические характеристики зарубежной продукции выше чем у отечественных запасных частей, тем не менее, это подшипники того же размера и веса. Они полностью взаимозаменяемы.
Важно! Материал контактных уплотнителей напрямую влияет на долговечность изделия в целом. Оптимальным выбором будет уплотнение из материала на основе каучука или силикона армированное листовой сталью.
Применяемость
Шарикоподшипник 309 широко применяется в разных агрегатах отечественных авто и тракторов. Он работает в двигателе и раздаточной коробке грузовиков МАЗ. Встречается в ряде узлов карьерных самосвалов БелАЗ, устанавливается в силовую установку тягачей КЗКТ.

Он же обеспечивает вращение роликов ДТ-75, работает в конечной передаче ДТ-20, в ВОМ трактора Т-40. Помимо этого его можно найти в редукторе и коробке диапазонов ряда комбайнов производства Ростсельмаш.
Популярные производители
Подшипник предлагают лидеры отечественной промышленности. 2 ГПЗ (Москва), СПЗ-4 (Самара), 3 ГПЗ (Саратов), VBF (Вологда). Несколько выше качество и цена у продукции HARP (Украина).
Импортные аналоги производят многие зарубежные бренды, среди прочих: SKF, FAG, KOYO, FBJ.
Остались вопросы по подшипнику 309 или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.