Подшипник 309

Подшипник 309 Шариковые подшипники

Для узлов и агрегатов, в которых ожидается средняя нагрузка, но необходимо обеспечить вращение валов и сопряженных с ними деталей на высокой скорости, целесообразно использовать шарикоподшипники.

Они не отличаются грузоподъемностью, но выпускаются в разных типоразмерах и сериях, что позволяет подобрать идеальное решение для любых условий эксплуатации. Шариковый радиальный однорядный подшипник 309 это деталь увеличенной серии.

Он работает в целом ряде механизмов транспортных средств, встречается в оборудовании промышленных предприятий. Выпуск данного изделия налажен на многих заводах расположенных на постсоветском пространстве, существует аналог зарубежного производства. Международная его маркировка – ISO 6309.

Размеры и характеристики подшипника

Шарикоподшипники широких серий имеют такой же внутренний диаметр, как и узкие их аналоги, но отличаются большим диаметром тел качения, как следствие большими габаритами. ГОСТ 309 это шариковый подшипник с размерами 45х100х25 мм. Масса изделия может варьироваться в зависимости от исполнения, в среднем она составляет 0,84 кг.

Конструктивно это деталь, не подлежащая ремонту и разборке, состоящая из стандартного для своего класса набора элементов:

  1. внутренняя обойма;
  2. наружная обойма;
  3. шарики;
  4. сепаратор.

Шарикоподшипники с закрытым узлом тел качения имеют две заглушки (шайбы или контактные уплотнения), в пространство между которыми внесена смазка. Узнать тип применяемых смазочных материалов можно из инструкции, которая находится непосредственно на упаковке или на отдельном листе.

схема
Чертеж шарикового радиального однорядного подшипника
ХарактеристикаЗначение
Шариковый радиальный однорядный
ГОСТ 520-2011309
ISO6309
Выдерживает нагрузкуРадиальную
Наружный диаметр (D), мм100
Внутренний диаметр (d), мм45
Общая ширина (B), мм25
Вес, гр843
Грузоподъемность статическая, H31500
Грузоподъемность динамическая, H52700
Частота вращения в смазке, об/мин7000
Частота вращения в масле, об/мин8200
Диаметр шарика, мм16.46
Количество шариков, шт8
Марка сталиШХ-15

Способ нанесения маркировки данного подшипника и ее расшифровка полностью соответствуют отечественной системе обозначений, принятых для подобных запасных частей. В случае изделия базового исполнения:

  • 6 – точность изготовления;
  • 3 – серия ширины;
  • 09 – кодировка внутреннего диаметра.

Шарикоподшипники широких серий рассчитаны на эксплуатацию в условиях достаточно большой нагрузки, которая совмещается с высокой скоростью вращения. В случае подшипника артикул 309 допустимое воздействие на него может составлять 31,5 кН в статике и 52,7 кН в динамике.

Открытый с 8 шариками

Расчетное направление воздействия радиальное и в небольшой степени (до 70% от неиспользованной радиальной составляющей) осевое. Номинальная частота вращения – 8 200 оборотов в минуту при работе в маслонаполненном агрегате.

Диаметр и количество шариков

Технические характеристики подшипника напрямую зависят от параметров тел качения, которые в нем используются. Между обоймами шарикоподшипника 309 уложены шарики. Их количество на сборочную единицу – 8 шт. Диаметр каждого составляет 16,462 мм. Сферическая форма тел качения обеспечивает легкое вращение обойм и сопряженных с ними валов.

Не менее важной деталью является сепаратор. Его задача состоит в том, чтобы удерживать шарики на точно заданных позициях не препятствуя свободному их вращению. Как правило, этот элемент стальной, изготовленный методом штамповки.

Аналоги и модификации

Российский шариковый подшипник 309 без дополнительного обозначения это открытое с обеих сторон изделие. Сфера его применения – герметичные агрегаты заполненные маслом. Такие модификации выгодно отличаются максимальной допустимой частотой вращения.

Аналог закрытый прорезиненными уплотнителями - 180309
Закрытый аналог прорезиненными уплотнителями — 180309

Открытый подшипник, но с проточкой на поверхности наружной обоймы под стопорное кольцо имеет маркировку 50309. Данный шарикоподшипник фиксируется с помощью стопорного кольца, что нередко используется в разных агрегатах автотракторной техники.

Закрытые модификации выгодно отличаются тем, что не требуют обслуживания. 80309 и 180309 уже смазаны с завода, их можно устанавливать в механизмы, работающие в условиях запыленности и повышенной влажности.

ГОСТISOРасшифровка
3096309открытый подшипник
503096309 Nоткрытый подшипник с проточкой
603096309 Zс одной стороны закрыт шайбой из металла
803096309 ZZ (2Z)с двух сторон закрыт шайбами из металла
1603096309 RSс одной стороны закрыт каучуковой заглушкой
1803096309 2RSс двух сторон закрыт заглушками из каучука
76-3096309 C3открытый с тепловым зазором

Импортный аналог 6309 является точно таким же изделием. Часто технические характеристики зарубежной продукции выше чем у отечественных запасных частей, тем не менее, это подшипники того же размера и веса. Они полностью взаимозаменяемы.

Важно! Материал контактных уплотнителей напрямую влияет на долговечность изделия в целом. Оптимальным выбором будет уплотнение из материала на основе каучука или силикона армированное листовой сталью.

Применяемость

Шарикоподшипник 309 широко применяется в разных агрегатах отечественных авто и тракторов. Он работает в двигателе и раздаточной коробке грузовиков МАЗ. Встречается в ряде узлов карьерных самосвалов БелАЗ, устанавливается в силовую установку тягачей КЗКТ.

Аналог закрытый металлом - 6309ZZ
Зарубежный аналог закрытый металлом — 6309ZZ

Он же обеспечивает вращение роликов ДТ-75, работает в конечной передаче ДТ-20, в ВОМ трактора Т-40. Помимо этого его можно найти в редукторе и коробке диапазонов ряда комбайнов производства Ростсельмаш.

Популярные производители

Подшипник предлагают лидеры отечественной промышленности. 2 ГПЗ (Москва), СПЗ-4 (Самара), 3 ГПЗ (Саратов), VBF (Вологда). Несколько выше качество и цена у продукции HARP (Украина).

Импортные аналоги производят многие зарубежные бренды, среди прочих: SKF, FAG, KOYO, FBJ.

Остались вопросы по подшипнику 309 или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

Оцените статью
Два Подшипника
Добавить комментарий

Adblock
detector